Использование адаптированных музыкальных заданий и упражнений как способ формирования триады компетенций

Юренкова Ирина Ивановна,

музыкальный руководитель, учитель музыки,

высшая квалификационная категория

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.

Поэтому целью моей работы стала разработка практического коррекционного материала для формирования триады компетенций на уроках музыки у учащихся с трудностями в обучении и учащихся с тяжёлыми нарушениями речи на уроках и во внеурочной деятельности.

Для реализации поставленной цели следует решить ряд задач:

  • изучить характеристики предметных, метапредметных и личностных результатов;
  • подобрать эффективные приёмы и задания для формирования триады компетенций.

Свою работу я начала с составлении диагностической карты: «Система метапредметных и личностных компетенций у учащихся», в состав которой вошли следующие критерии:

  • учебно-деятельностные умения,
  • учебно-организационные умения,
  • учебно-интеллектуальные умения,
  • учебно-информационные умения,
  • учебно-коммуникативные умения,
  • система личностных компетенций.

Затем проанализировала результаты своей диагностики, получила информацию от других педагогов-дефектологов и воспитателей. Учитывая полученные сведения, начала подбирать и разрабатывать музыкально-коррекционный практический материал, планировать работу.

Сегодня я хочу поделиться с вами некоторыми своими наработками. Необходимо отметить, что, разрабатывая различные виды заданий, нельзя сделать упор только на развитие какой-либо одной компетенции. Любое задание имеет комплексные задачи и формирует несколько компетенций. Также все практические виды и приёмы имеют коррекционное направление. Использую накопленный материал как на уроках, так и на музыкальных коррекционных занятиях в 1-4 классах. Музыкальные занятия способствуют личностно-ориентированному подходу в коррекционной работе.

1 блок заданий- предметные компетенции.

Они обозначены программой предмета «Музыка».

Для формирования предметных компетенций в качестве закрепления знаний использую такого вида задание.

Сегодня важность хорового пения очевидна.  Мы работаем с детьми с тяжёлыми нарушениями речи. Поэтому стараюсь соединять хоровое пение с элементами пальчиковых игр. Такой вид заданий я назвала – «жестовое» пение. Использование такого пения способствует развитию речи, помогает концентрировать своё внимание, развивает память (показ видео).

Это задание формирует умения проводить простые логические приёмы мышления.

Перечисленные приемы и методы способствуют созданию активной позиции учащихся на уроке, на котором ученик не пассивный слушатель, а главное действующее лицо урока.

2 блок посвящён метапредметным компетенциям.

Под метапредметными результатами понимаются способы деятельности (организационные, информационные и коммуникативные) и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

Это задание направлено на развитие умения выделять необходимую информацию, ее сравнение, установку причинно-следственных связей.

Следующее задание связано с анализом объектов с целью выделения признаков.

Наиболее эффективным для формирования метапредметных компетенций обучающихся является проектный метод и исследовательская работа. Я хочу познакомить вас с творческим проектом «Музыкальные инструменты будущего» в 4 классе. Мы с ребятами обсудили основные этапы работы. Сначала необходимо было придумать и сделать в тетрадях описание инструмента будущего. После этого ребята нарисовали его на бумаге. Таким образом, началась наша работа по формированию метапредметной компетентности – ставить цели и задачи, прогнозировать результаты, искать пути и средства решения, воплощать в продукт. Затем описание каждого инструмента я ввела в программу Нейросеть АРТ, которая придумала инструмент по этому описанию.

Заключительным шагом стало монтирование проекта. Мы вместе сфотографировали рисунки и разместили фото на слайдах, добавив тексты. И вот что у нас получилось (видеоролик «Музыкальные инструменты будущего»).

Это задание формирует умение сравнивать и сопоставлять по одному или нескольким предложенным основаниям.

3 блок -личностные компетенции.

Личностные компетенции отражают свойства учащегося, связанные с тем, как он строит отношения с другими людьми, как ставит перед собой цели, и какой уровень саморегуляции ему доступен. Я использую следующие виды упражнений.

Это задание формирует умение проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

Одним из самых увлекательных видов деятельности является создание звуковых картин. Это повествование сказки, истории с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания.  Такая форма предполагает решение целого комплекса задач:

  • пробуждает интерес к творческому музицированию;
  • развивает умение работать в группе;

способствует развитию терпения, выдержки (видео «Создание звуковых картин»).

Задачи следующего упражнения:

  • развитие умения эмоционально и осознанно относиться к музыке,
  • формирование эстетического восприятия окружающего мира.

Особое внимание по формированию системы компетенций я уделяю и во внеурочной работе. Внеурочная работа осуществляется в самых разнообразных видах и формах:

-индивидуальная работа;

-групповая работа;

- подготовка ко внеклассным и внешкольным мероприятиям;

- музыкальные коррекционные занятия в 1-4 классах.   

 (Слайды). Подготовка концертного выступления требует от артиста знакомства с песней или танцем, их содержанием, манерой исполнения, подбора концертного костюма, подачи себя зрителю – всё это развивает метапредметные и личностные компетенции учащихся.

Мониторинг сформированности предметных, метапредметных и личностных компетенций позволяет увидеть личный прогресс каждого ученика и даёт возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими, а также помогает скорректировать мою деятельность и содержание образовательного процесса. 

Таким образом, разработанный практический материал позволяет учащимся осознать свою личность с положительной оценкой своего «я», а значит, стремиться жить полной, радостной жизнью, приобретать творческий опыт, от которого в будущем зависит самореализация личности учащихся.

 

Интернет-ресурсы: