Бутько Елена Валентиновна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Цель моей работы - повышение эффективности коррекционно-педагогической работы по формированию системы компетенций у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи, учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).
Актуальность ее обусловлена тем, что процесс обновления содержания образования в XX веке осуществляется с использованием компетентностного подхода и рассматривается как процесс формирования компетенций. Поэтому возникает необходимость переосмысления целевых ориентиров коррекционно-педагогической работы с детьми с ОПФР и выделения системы требований к результатам освоения содержания образовательных программ специального образования в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
При отсутствии ориентиров в образовательном стандарте специального образования и в учебных программах, по которым обучаются дети с ОПФР, системная работа в этом направлении может быть реализована педагогами учреждений образования путём внедрения преобразований в коррекционно-педагогическую работу.
В 2020 году вышла новая программа по русскому языку для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи и учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении). Новые учебники, которые бы соответствовали данной программе, есть только для первого и второго классов.
Для решения вышеназванных проблем были поставлены следующие задачи:
- подобрать задания по русскому языку, способствующие формированию предметных, метапредметных, личностных компетенций;
- систематизировать задания по темам в соответствии с учебной программой по русскому языку для 3 класса;
- оценить возможность использования подобранных заданий на уроках, коррекционных, поддерживающих занятиях;
- оформить подобранные задания;
- использовать подобранные задания в образовательном процессе.
Нам посчастливилось стать участниками инновационного проекта «Внедрение модели коррекционно-педагогической работы по формированию системы личностных, метапредметных и предметных компетенций у обучающихся с особенностями психофизического развития» с сентября 2022 года. Это позволило понять, что при возможности выделения схожих видов компетенций, ожидаемых результатов образования в отношении нормально развивающихся обучающихся и обучающихся с ОПФР, конечно же, будут различия в наполнении данных групп компетенций, результатов. Это обусловлено особенностями детей с ОПФР, для которых характерны нарушения в развитии личности, трудности взаимодействия с окружающим миром, замедленная скорость приёма и переработки информации, меньший объём сохраняемой информации, более длительные сроки формирования понятий и закрепления жизненного опыта, затруднения упорядочения усваиваемой ребёнком информации, нарушение произвольности психических процессов, снижение познавательной деятельности, самостоятельности.
Всем известно, что компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в таких ситуациях, которые позже помогут ему легче адаптироваться в социуме и подготовят к самостоятельной жизни.
Компетентностно-ориентированный подход в обучении строится на изменении организации традиционного урока и реализуется через компетентностно-ориентированные задания.
Чем же отличается предметное задание от заданий, способствующих формированию системы компетенций?
Приведу пример задания, которое будет отражать лишь предметный компонент:
1.Прочитай слова.
Липа, клён, рябина, дуб, сосна, ель, каштан, ясень, тополь, осина.
Подчеркни все гласные буквы в словах.
Как это же задание может способствовать формированию метапредметных компетенций?
Добавим вопрос. «Что общего в этих словах?», «Как можно назвать одним словом?» И вот уже ребёнку придётся задуматься о значении каждого слова, выделить общий признак.
А вот ещё более сложный вариант этого задания, которое формирует
как предметные, так и метапредметные компетенции.
1.Прочитай слова.
Липа, клён, рябина, дуб, сосна, ель, каштан, ясень, тополь, осина, _________, _________, __________.
Допиши три подходящих слова.
Подчеркни все гласные буквы в словах.
Для выполнения этого задания необходимо не только умение находить гласные в словах, но и умение осмыслить материал, сравнить слова, находить общие признаки и применить свои знания, подбирая слова, соответствующие обобщающему понятию.
А можно с помощью этого задания способствовать формированию личностных компетенций? Можно, если добавить беседу о ценности каждого дерева, о важности бережного отношения ко всему живому.
И предложить составить предложение о том, как сам ребёнок посадил дерево.
Рассмотрим примеры других заданий.
2.Прочитай.
- Давайте посмотрим, что я могу сделать.
- Здравствуйте. Что случилось?
- Мой щенок поранил лапу.
- Здравствуйте!
- Большое спасибо.
- Сколько месяцев щенку?
- Я обработал и забинтовал лапу. Думаю, что щенок скоро будет в порядке.
- Восемь месяцев.
Это диалог или монолог?
Пронумеруй предложения в таком порядке, чтобы получился связный диалог.
Попробуем определить, формированию каких компетенций способствует данное задание, кроме предметных. Конечно же, личностных. Мы можем спросить: «Кто обратился? К кому обратился? Почему обратился? Есть ли у вас домашние питомцы? Приходилось ли вам с ними обращаться к врачу? Как называется профессия человека, который лечит животных?»
Что касается метапредметных компетенций, давайте рассмотрим несколько возможных вариантов.
Каждый ли ребёнок с особенностями может самостоятельно выполнить данное задание? Конечно же, нет. Нам придётся оказать ему помощь. Но у нас есть несколько путей. Для более слабых учащихся можно заготовить начало диалога, кому-то мы зададим уточняющие или наводящие вопросы. Так мы осуществим дифференцированный и индивидуальный подход и поможем каждому ребёнку быть уверенным в своих силах. А можно предложить ребятам поработать в паре, группе.
В зависимости от выбранного нами вида помощи будут формироваться разные метапредметные компетенции при одинаковой предметной.
В первом случае – регулятивные метапредметные компетенции, обеспечивающие формирование умений самостоятельно работать над учебным заданием. А во втором варианте – коммуникативные метапредметные компетенции и умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками.
Многие подобранные мною задания формируют умения применять ранее сформированные предметные компетенции в новой ситуации, то есть позволяют устанавливать межпредметные связи.
Задания различные по виду, по содержанию, по характеру инструкций.
Их назначение – научить детей работать с различными источниками информации, среди которых не только текстовый материал, но и внетекстовый: таблицы, схемы, иллюстрации.
Например: Прочитай слова. Запиши их в таблицу.
Лень, линь, лось, лис, линька.
Слово начинается с твёрдого согласного звука |
|
Слово из 5 звуков |
|
Слова, в которых все согласные звуки мягкие |
|
В слове 3 б., 3 зв. |
|
Или такое задание: Заполни таблицу.
|
кит |
кот |
Количество букв |
|
|
Количество звуков |
|
|
Сколько гласных |
|
|
Запиши гласную |
|
|
Сколько согласных |
|
|
Мягких согласных |
|
|
Твёрдых согласных |
|
|
Некоторые задания не содержат явного указания на способ выполнения. Например: Прочитай слова. Заполни таблицу
Молодой, зелёный, смешной, светлый, добрый, умный, золотой, старый, дорогой, подвесной.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|






















Мы в соцсетях & RSS