Использование комплексно-ориентированных заданий на уроках русского языка как средство формирования предметных, метапредметных, личностных компетенций

Бутько Елена Валентиновна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

Цель моей работы - повышение эффективности коррекционно-педагогической работы по формированию системы компетенций у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи, учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).

Актуальность ее обусловлена тем, что процесс обновления содержания образования в XX веке осуществляется с использованием компетентностного подхода и рассматривается как процесс формирования компетенций. Поэтому возникает необходимость переосмысления целевых ориентиров коррекционно-педагогической работы с детьми с ОПФР и выделения системы требований к результатам освоения содержания образовательных программ специального образования в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

При отсутствии ориентиров в образовательном стандарте специального образования и в учебных программах, по которым обучаются дети с ОПФР, системная работа в этом направлении может быть реализована педагогами учреждений образования путём внедрения преобразований в коррекционно-педагогическую работу.

В 2020 году вышла новая программа по русскому языку для   учащихся с тяжёлыми нарушениями речи и учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении). Новые учебники, которые бы соответствовали данной программе, есть только для первого и второго классов.

Для решения вышеназванных проблем были поставлены следующие задачи:

  • подобрать задания по русскому языку, способствующие формированию предметных, метапредметных, личностных компетенций;
  • систематизировать задания по темам в соответствии с учебной программой по русскому языку для 3 класса;
  • оценить возможность использования подобранных заданий на уроках, коррекционных, поддерживающих занятиях;
  • оформить подобранные задания;
  • использовать подобранные задания в образовательном процессе.

Нам посчастливилось стать участниками инновационного проекта «Внедрение модели коррекционно-педагогической работы по формированию системы личностных, метапредметных и предметных компетенций у обучающихся с особенностями психофизического развития» с сентября 2022 года. Это позволило понять, что при возможности выделения схожих видов компетенций, ожидаемых результатов образования в отношении нормально развивающихся обучающихся и обучающихся с ОПФР, конечно же, будут различия в наполнении данных групп компетенций, результатов. Это обусловлено особенностями детей с ОПФР, для которых характерны нарушения в развитии личности, трудности взаимодействия с окружающим миром, замедленная скорость приёма и переработки информации, меньший объём сохраняемой информации, более длительные сроки формирования понятий и закрепления жизненного опыта, затруднения упорядочения усваиваемой ребёнком информации, нарушение произвольности психических процессов, снижение познавательной деятельности, самостоятельности.

Всем известно, что компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в таких ситуациях, которые позже помогут ему легче адаптироваться в социуме и подготовят к самостоятельной жизни.

Компетентностно-ориентированный подход в обучении строится на изменении организации традиционного урока и реализуется через компетентностно-ориентированные задания.

Чем же отличается предметное задание от заданий, способствующих формированию системы компетенций?

Приведу пример задания, которое будет отражать лишь предметный компонент:

1.Прочитай слова.         

Липа, клён, рябина, дуб, сосна, ель, каштан, ясень, тополь, осина.

Подчеркни все гласные буквы в словах.

Как это же задание может способствовать формированию метапредметных компетенций?

Добавим вопрос. «Что общего в этих словах?», «Как можно назвать одним словом?» И вот уже ребёнку придётся задуматься о значении каждого слова, выделить общий признак. 

А вот ещё более сложный вариант этого задания, которое формирует

как предметные, так и метапредметные компетенции.

1.Прочитай слова. 

Липа, клён, рябина, дуб, сосна, ель, каштан, ясень, тополь, осина, _________, _________, __________.

Допиши три подходящих слова.

Подчеркни все гласные буквы в словах.

Для выполнения этого задания необходимо не только умение находить гласные в словах, но и   умение осмыслить материал, сравнить слова, находить общие признаки и применить свои знания, подбирая слова, соответствующие обобщающему понятию.

А можно с помощью этого задания способствовать формированию личностных компетенций? Можно, если добавить беседу о ценности каждого дерева, о важности бережного отношения ко всему живому.

И предложить составить предложение о том, как сам ребёнок посадил дерево.

Рассмотрим примеры других заданий.

2.Прочитай.

- Давайте посмотрим, что я могу сделать.

- Здравствуйте. Что случилось?

- Мой щенок поранил лапу.

- Здравствуйте!

- Большое спасибо.

- Сколько месяцев щенку?

-  Я обработал и забинтовал лапу. Думаю, что щенок скоро будет в порядке.

- Восемь месяцев.

Это диалог или монолог?

Пронумеруй предложения в таком порядке, чтобы получился связный диалог.

Попробуем определить, формированию каких компетенций способствует данное задание, кроме предметных. Конечно же, личностных. Мы можем спросить: «Кто обратился? К кому обратился? Почему обратился? Есть ли у вас домашние питомцы? Приходилось ли вам с ними обращаться к врачу? Как называется профессия человека, который лечит животных?»

Что касается метапредметных компетенций, давайте рассмотрим несколько возможных вариантов.   

Каждый ли ребёнок с особенностями может самостоятельно выполнить данное задание? Конечно же, нет.  Нам придётся оказать ему помощь. Но у нас есть несколько путей. Для более слабых учащихся можно заготовить начало диалога, кому-то мы зададим уточняющие или наводящие вопросы. Так мы осуществим дифференцированный и индивидуальный подход и поможем каждому ребёнку быть уверенным в своих силах. А можно предложить ребятам поработать в паре, группе.

В зависимости от выбранного нами вида помощи будут формироваться разные метапредметные компетенции при одинаковой предметной.

В первом случае – регулятивные метапредметные компетенции, обеспечивающие формирование умений самостоятельно работать над учебным заданием. А во втором варианте – коммуникативные метапредметные компетенции и умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками.

Многие подобранные мною задания формируют умения применять ранее сформированные предметные компетенции в новой ситуации, то есть позволяют устанавливать межпредметные связи. 

Задания различные по виду, по содержанию, по характеру инструкций.

Их назначение – научить детей работать с различными источниками информации, среди которых не только текстовый материал, но и внетекстовый: таблицы, схемы, иллюстрации.

Например: Прочитай слова. Запиши их в таблицу.

Лень, линь, лось, лис, линька.

Слово начинается с твёрдого согласного звука

                                                                          

Слово из 5 звуков

 

Слова, в которых все согласные звуки мягкие

 

В слове 3 б., 3 зв.

 

Или такое задание: Заполни таблицу.

 

кит

кот

Количество букв

                                         

                                           

Количество звуков

 

 

Сколько гласных

 

 

Запиши гласную

 

 

Сколько согласных

 

 

Мягких согласных

 

 

Твёрдых согласных

 

 

Некоторые задания не содержат явного указания на способ выполнения. Например: Прочитай слова. Заполни таблицу

Молодой, зелёный, смешной, светлый, добрый, умный, золотой, старый, дорогой, подвесной.

                                                                                            

                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребёнку самому необходимо догадаться, по какому признаку нужно распределить слова. Такого рода задания активизируют у учащихся мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, умение классифицировать – позволяют находить общие и отличительные признаки изучаемых объектов, устанавливать отличия, делать умозаключения и выводы.Для удобства пользования все подобранные задания были систематизированы в соответствии с учебной программой по русскому языку для 3 класса.Их можно использовать на уроках для дифференциации обучения, на факультативных, поддерживающих занятиях, во внеурочной деятельности.  Для организации индивидуальной или фронтальной работы в классе можно распечатать на отдельных листах и использовать как карточки, а можно вывести на экран и проработать задание со всем классом или просто выполнить в рабочих тетрадях. Любое из заданий подходит для организации индивидуальной, групповой работы, работы в паре.Можно сделать вывод, что компетентностно-ориентированные задания позволяют усилить социальную направленность урока, занятия, придать практическую ориентированность, связав изучаемый материалс повседневной жизнью, с социальным опытом обучающегося, увеличить долю самостоятельной работы.  А значит – повысить эффективность коррекционно-педагогической работы по формированию триады компетенций. Именно такой образовательный процесс сможет обеспечить развитие качеств, позволяющих обучающимся успешно интегрироваться в общество.
 
  

 
 
 
 
 
 
 

Интернет-ресурсы: