Формирование слоговой структуры слова из разных лексических групп посредством компетентностного подхода

 

Бурак Галина Алексеевна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

 

Речевая функция является одной из важнейших функций человека.

Наибольшую сложность для коррекции представляет такое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слова.

 

Изучив все направления и подходы, предлагаемые для коррекции слоговой структуры, я отобрала те, которые наиболее подходят, на мой взгляд, для организации коррекционной работы с учащимися младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

 Свою работу по формированию слоговой структуры слова провожу в соответствии с 5 пятью этапами.

Первый и второй этап очень хорошо представлены в 1-ом классе в учебном пособии «В мире звуков». В качестве дополнения для этих этапов был разработан кейс «Ладошки».

     Материал данного кейса невербальный.

 

Его можно использовать с первого дня нахождения детей в школе. Можно выполнять задания как фронтально, так и индивидуально.

 

Основная цель этого кейса - тренировать переключаемость, последовательность движений. Но одновременно мы развиваем межполушарные взаимодействия, формируем такие метапредметные умения, как:

  • ориентировка в системе глаз-рука;
  • зрительное восприятие;
  • умение придерживаться инструкции;
  • развитие моторики;
  • умение осуществлять самоконтроль по ходу выполнения упражнений.

Третий и четвертый этапы тщательно отрабатываются в букварный период 1-го класса при прочитывании слогов. Но в букваре их    недостаточно.

Поэтому для дополнительной работы был разработан кейс «Слоги» со слоговыми таблицами с открытыми, закрытыми слогами, слогами со стечением согласных, размещёнными в порядке изучения букв.

Задания представлены как в варианте для фронтальной работы, так и в виде индивидуальных книжек-малышек.

Кроме слоговой структуры на материале этого кейса отрабатываются такие метапредметные компетенции, как звукопроизношения, правильное слоговое чтение, внимание, умение осуществлять зрительный контроль.

 

Для следующего этапа собран кейс «Тексты». В нём размещены тексты последовательной структуры. Они расположены в порядке изучения букв. Кроме слоговой структуры с помощью этого кейса мы формируем

  • у учащихся следующие умения:
  • навык осознанного чтения;
  • умение соотносить вербальную и невербальную информацию;
  • умение отвечать на вопросы;
  • умение восстанавливать сюжетный ряд
  • умение следить по тексту;
  • пересказывать простой текст со зрительной опорой.

Ещё мною разработаны кейсы с лексическими темами.

В состав каждого кейса входит комплект компетентностно-ориентированных заданий, игр, упражнений. Давайте рассмотрим содержимое некоторых кейсов.

Все кейсы обязательно начинаются с послогового произнесения изучаемых слов с опорой на кинестетическую функцию. Это слоговое проговаривание с обязательным касанием определённого символа.

Чаще всего учащиеся сами отказываются сначала от кинестетического подкрепления, потом от зрительной опоры, и постепенно переходят от утрированного послогового проговаривания к плавному правильному произнесению слов.

Каждый кейс может быть использован для организации фронтальной работы, т.к. оформлен в виде презентаций, которые могут быть успешно использованы на уроках по предмету человек и мир (т.к. задания и темы соответствуют учебной программе), на уроке русского языка, развития речи, литературного чтения.

Также данные кейсы оформлены в виде альбомов для индивидуальной работы.  В таком виде их хорошо использовать при организации индивидуальных логопедических занятий с достаточно мотивированными детьми. Задания в них размещены последовательно с нарастанием уровня сложности.

И самый любимый детьми вид использования кейсов – это в виде настольных игр с раздаточным материалом. Данный способ прекрасно срабатывает при работе со слабо мотивированными детьми с низкой познавательной активностью.

 

И в заключение хочется сказать, что   основной задачей при подготовке каждого из заданий была отработка правильного слогового состава слов разных лексических групп. Безусловно, этого можно было добиться путём многократного механического повторения данных слов. Но, используя компетентностно-ориентированные задания, мы одновременно с отработкой слоговой структуры слов формируем необходимые учащимся компетенции.

 

 

 

 

Интернет-ресурсы: