Нейропсихологические упражнения как средство формирования системы компетенций

Вайдо Наталия Николаевна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

Актуальность темы обусловлена тем, что тяжёлые речевые нарушения имеют физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых участков мозга. Как следствие, нарушается согласованность деятельности двух полушарий, что приводит к нарушению высших психических функций. Это значит, что у учащихся будут «западать» все компоненты речевой системы, а формирование ключевых компетенций будет медленным и непродуктивным.                

По результатам диагностики выяснилось, что во 2 классе у обучающихся западают все умения, но в разной мере. Нет учащихся, у которых хотя бы одно из них было сформировано полностью. Поэтому я выбрала самые «западающие» функции у учащихся своего класса и в коррекционно-педагогической работе делаю упор именно на них.

Нарушение интегративной деятельности мозга приводит к трудностям введения поставленных звуков в речь, отмечается нечёткость, смазанность речевого акта, у учащихся выявляются предпосылки к артикуляторно-акустической дисграфии, при этом «традиционные» виды заданий и упражнений малопродуктивны.

Поэтому возникла необходимость разработать нейропсихологические упражнения в сочетании с речевым материалом, которые будут способствовать активной интегративной деятельности мозга, в результате этого у учащихся сформируются умения принимать и понимать словесную инструкцию, анализировать полученную информацию, удерживать и сохранять её в памяти, умение находить способ решения задачи, планировать последовательность своих действий, переключаться в нужный момент, осуществлять контроль за своей деятельностью.

Мною была разработана система нейроупражнений, которые предполагают совместное движение рук и органов артикуляции, способствуют формированию кинестетической и кинетической основы движений, осуществлению кинестетического анализа и синтеза ручных и артикуляционных движений, превращению отдельных двигательных навыков в серийно организованные движения.  В результате выполнения таких упражнений улучшится межполушарное взаимодействие, повысится продуктивная работоспособность, и процесс формирования триады компетенций станет более успешным, а введение звуков в речь будет более быстрым, занимательным и мотивирующим.

Цель: повышение эффективности коррекционно-педагогической работы по формированию системы компетенций у учащихся 2 класса с тяжёлыми нарушениями речи посредством использования нейроупражнений.

Задачи:

  • разработать и апробировать в процессе коррекционных занятий с учащимися 2 класса с тяжёлыми нарушениями речи систему нейроупражнений, направленную на формирование и закрепление правильного произношения звуков в речи;
  • сформировать у учащихся умения понимать устную инструкцию, анализировать полученную информацию, удерживать в памяти, находить способы решения задач, планировать последовательность своих действий, переключаться, умение осуществлять самоконтроль и самооценку.

Для того чтобы понять, о чём я говорю, я предлагаю вам показать мне два жеста (Коза и Зайка). Попробуйте поменять их. А сейчас выполните эти же упражнения, но уже вместе со словами: инновация, компетенция, тенденция, конференция. Выполняя данные упражнения, вы сами убедились в том, что не так легко синхронизировать работу артикуляционного аппарата и пальцев рук. Но именно такие упражнения оказывают благотворное влияние на становление психических процессов, обеспечивая интеллектуальное и речевое развитие наших учащихся.

Мною разработаны нейроупражнения на автоматизацию свистящих, шипящих и сонорных звуков.

При их конструировании учитывались возрастные и речевые особенности обучающихся, поэтапность формирования триады компетенций, последовательность введения звука в речь, индивидуально-ориентированный подход. Все нейропсихологические упражнения систематизированы в соответствии с общепринятой последовательностью автоматизации звуков, по принципу «от простого – к сложному». Автоматизация звука проходит 11 модулей (в разных звукокомплексах): сначала дефектный звук автоматизируется изолированно; затем постепенно вводится в слоги (прямые, обратные, в интервакальную позицию, со стечением согласных), разработаны нейротаблицы со слогами, нейроладошки, нейроритмы, нейроклассики, нейропаучки. Далее звук автоматизируется в словах с учётом положения, начиная с сильной позиции.

При включении автоматизируемого звука в слова были учтены речевые возможности учащихся, смысловая доступность лексического материала, их звуко-слоговая структура, максимальное количество закрепляемых звуков.

Для автоматизации звука в словах разработаны нейропереключалки, нейроручки, нейропальчики, нейролабиринты, нейрословечки.

Когда звук будет хорошо отработан в слогах и словах, можно приступать к его автоматизации в словосочетаниях и предложениях.

При разработке нейроупражнений была продумана работа над формированием умений образовывать разные виды прилагательных, видоизменять их, образовывать предложно-падежные конструкции, согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях.

Продуманы задания, где необходимо восстановить деформированные предложения и тексты, которые способствуют не только закреплению произношения автоматизируемого звука и развитию грамматического строя речи, но и активизируют зрительное восприятие, совершенствуют пространственную ориентировку, улучшают мыслительную деятельность.

К каждому разработанному упражнению была прописана инструкция, которую можно видоизменять. Например, прочитай слова, одновременно покажи картинки обеими руками.

  1. Можно закрыть фишками, бонстиками, геометрическими фигурами, природным материалом, заклеивать, зачёркивать, обводить.
  2. Можно одновременно выполнить перекрёстные движения: левой рукой возьми камушек с правой корзинки, а правой рукой возьми с левой корзинки и закрой одинаковые картинки или одной рукой зачёркивай слог, а второй рукой обводи.
  3. К перекрёстным движениям можно добавить цвет, форму, размер, это активизирует ещё зрительное восприятие, поддержит интерес и мотивацию к занятию.
  4. Можно отстукивать, отхлопывать количество слогов, переключаться между разными модальностями – это способствует развитию чувства ритма, что является фундаментом для развития фонематического восприятия, способствуют формированию звуко-слоговой структуры слова, интонационной выразительности речи.

Помимо соблюдения последовательности автоматизации звука при выполнении нейроупражнений необходимо соблюдать определённые этапы последовательности формирования умения переключаться с одной позы на другую, согласовывать движения обеих рук, сочетать всё это с речевым материалом.

  1. Сначала движение отрабатывается на ведущей руке по образцу. Затем на другой руке.
  2. Далее отрабатывается цепочка в рамках одной модальности на ведущей руке (жест-жест-жест-жест), затем на другой.
  3. После этого привлекаются разные модальности (жест-слово-жест-слово).

Промежуточные результаты мониторинга по звукопроизношению и оценки качества обученности отражают положительную динамику формирования предметных, метапредметных и личностных компетенций на коррекционных и учебных занятиях посредством использования нейропсихологических упражнений.

 

 

Интернет-ресурсы: