Вайдо Наталия Николаевна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Актуальность темы обусловлена тем, что тяжёлые речевые нарушения имеют физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых участков мозга. Как следствие, нарушается согласованность деятельности двух полушарий, что приводит к нарушению высших психических функций. Это значит, что у учащихся будут «западать» все компоненты речевой системы, а формирование ключевых компетенций будет медленным и непродуктивным.
По результатам диагностики выяснилось, что во 2 классе у обучающихся западают все умения, но в разной мере. Нет учащихся, у которых хотя бы одно из них было сформировано полностью. Поэтому я выбрала самые «западающие» функции у учащихся своего класса и в коррекционно-педагогической работе делаю упор именно на них.
Нарушение интегративной деятельности мозга приводит к трудностям введения поставленных звуков в речь, отмечается нечёткость, смазанность речевого акта, у учащихся выявляются предпосылки к артикуляторно-акустической дисграфии, при этом «традиционные» виды заданий и упражнений малопродуктивны.
Поэтому возникла необходимость разработать нейропсихологические упражнения в сочетании с речевым материалом, которые будут способствовать активной интегративной деятельности мозга, в результате этого у учащихся сформируются умения принимать и понимать словесную инструкцию, анализировать полученную информацию, удерживать и сохранять её в памяти, умение находить способ решения задачи, планировать последовательность своих действий, переключаться в нужный момент, осуществлять контроль за своей деятельностью.
Мною была разработана система нейроупражнений, которые предполагают совместное движение рук и органов артикуляции, способствуют формированию кинестетической и кинетической основы движений, осуществлению кинестетического анализа и синтеза ручных и артикуляционных движений, превращению отдельных двигательных навыков в серийно организованные движения. В результате выполнения таких упражнений улучшится межполушарное взаимодействие, повысится продуктивная работоспособность, и процесс формирования триады компетенций станет более успешным, а введение звуков в речь будет более быстрым, занимательным и мотивирующим.
Цель: повышение эффективности коррекционно-педагогической работы по формированию системы компетенций у учащихся 2 класса с тяжёлыми нарушениями речи посредством использования нейроупражнений.
Задачи:
- разработать и апробировать в процессе коррекционных занятий с учащимися 2 класса с тяжёлыми нарушениями речи систему нейроупражнений, направленную на формирование и закрепление правильного произношения звуков в речи;
- сформировать у учащихся умения понимать устную инструкцию, анализировать полученную информацию, удерживать в памяти, находить способы решения задач, планировать последовательность своих действий, переключаться, умение осуществлять самоконтроль и самооценку.
Для того чтобы понять, о чём я говорю, я предлагаю вам показать мне два жеста (Коза и Зайка). Попробуйте поменять их. А сейчас выполните эти же упражнения, но уже вместе со словами: инновация, компетенция, тенденция, конференция. Выполняя данные упражнения, вы сами убедились в том, что не так легко синхронизировать работу артикуляционного аппарата и пальцев рук. Но именно такие упражнения оказывают благотворное влияние на становление психических процессов, обеспечивая интеллектуальное и речевое развитие наших учащихся.
Мною разработаны нейроупражнения на автоматизацию свистящих, шипящих и сонорных звуков.
При их конструировании учитывались возрастные и речевые особенности обучающихся, поэтапность формирования триады компетенций, последовательность введения звука в речь, индивидуально-ориентированный подход. Все нейропсихологические упражнения систематизированы в соответствии с общепринятой последовательностью автоматизации звуков, по принципу «от простого – к сложному». Автоматизация звука проходит 11 модулей (в разных звукокомплексах): сначала дефектный звук автоматизируется изолированно; затем постепенно вводится в слоги (прямые, обратные, в интервакальную позицию, со стечением согласных), разработаны нейротаблицы со слогами, нейроладошки, нейроритмы, нейроклассики, нейропаучки. Далее звук автоматизируется в словах с учётом положения, начиная с сильной позиции.
При включении автоматизируемого звука в слова были учтены речевые возможности учащихся, смысловая доступность лексического материала, их звуко-слоговая структура, максимальное количество закрепляемых звуков.
Для автоматизации звука в словах разработаны нейропереключалки, нейроручки, нейропальчики, нейролабиринты, нейрословечки.
Когда звук будет хорошо отработан в слогах и словах, можно приступать к его автоматизации в словосочетаниях и предложениях.
При разработке нейроупражнений была продумана работа над формированием умений образовывать разные виды прилагательных, видоизменять их, образовывать предложно-падежные конструкции, согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях.
Продуманы задания, где необходимо восстановить деформированные предложения и тексты, которые способствуют не только закреплению произношения автоматизируемого звука и развитию грамматического строя речи, но и активизируют зрительное восприятие, совершенствуют пространственную ориентировку, улучшают мыслительную деятельность.
К каждому разработанному упражнению была прописана инструкция, которую можно видоизменять. Например, прочитай слова, одновременно покажи картинки обеими руками.
- Можно закрыть фишками, бонстиками, геометрическими фигурами, природным материалом, заклеивать, зачёркивать, обводить.
- Можно одновременно выполнить перекрёстные движения: левой рукой возьми камушек с правой корзинки, а правой рукой возьми с левой корзинки и закрой одинаковые картинки или одной рукой зачёркивай слог, а второй рукой обводи.
- К перекрёстным движениям можно добавить цвет, форму, размер, это активизирует ещё зрительное восприятие, поддержит интерес и мотивацию к занятию.
- Можно отстукивать, отхлопывать количество слогов, переключаться между разными модальностями – это способствует развитию чувства ритма, что является фундаментом для развития фонематического восприятия, способствуют формированию звуко-слоговой структуры слова, интонационной выразительности речи.
Помимо соблюдения последовательности автоматизации звука при выполнении нейроупражнений необходимо соблюдать определённые этапы последовательности формирования умения переключаться с одной позы на другую, согласовывать движения обеих рук, сочетать всё это с речевым материалом.
- Сначала движение отрабатывается на ведущей руке по образцу. Затем на другой руке.
- Далее отрабатывается цепочка в рамках одной модальности на ведущей руке (жест-жест-жест-жест), затем на другой.
- После этого привлекаются разные модальности (жест-слово-жест-слово).
Промежуточные результаты мониторинга по звукопроизношению и оценки качества обученности отражают положительную динамику формирования предметных, метапредметных и личностных компетенций на коррекционных и учебных занятиях посредством использования нейропсихологических упражнений.
Мы в соцсетях & RSS